Хроники Вернуться к раздел »

19 june 1991

Проект Договора «О Союзе Суверенных Государств» направлен для рассмотрения в Верховные Советы союзных республик

Проект нового Договора «О Союзе Суверенных Государств» направлен для рассмотрения в Верховные Советы союзных республик.

В проекте, в частности, было установлено следующее: членство государств в Союзе является добровольным, а сам Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор. Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками договора и закрепленном в Конституции и законах Союза.

Новый союзный Договор предусматривает, что его участники «признают границы, существующие между ними на момент подписания Договора». «Не допускается использование Вооруженных Сил Союза внутри страны, кроме их участия в ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о режиме чрезвычайного положения».

К полномочиям Союза отнесены защита суверенитета и территориальной целостности Союза, обеспечение обороны и государственной безопасности Союза, осуществление внешней политики и координация внешнеполитической деятельности республик, заключение международных договоров и внешнеэкономических соглашений. К сфере ведения Союза относится также утверждение и исполнение Союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии, хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза...

К сфере совместного ведения Союза и республик относится определение военной политики Союза: установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы, деятельность войск и дислокация военных объектов на территории республик, а также управление предприятиями оборонного комплекса.

К совместным сферам отнесено определение внешнеполитического курса СССР, регулирование внешнего государственного долга Союза, а также создание условий для формирования общесоюзного рынка, проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, страховой и ценовой политики, основанной на общей валюте, разработка единой политики в области топливно-энергетических ресурсов…

Согласно документу, участники Договора исходят из того, что «по мере становления общесоюзного рынка сокращается сфера непосредственного государственного управления экономикой. Необходимое перераспределение или изменение объема полномочий органов управления будет осуществляться с согласия государств, образующих Союз».

В статье «Собственность» отмечается, что «земля, ее недра, воды, другие природные ресурсы, растительный и животный мир являются собственностью республик и неотъемлемым достоянием их народов». «Государственная собственность, находящаяся в ведении Союза, является совместной собственностью, образующих его государств и используется в их общих интересах, в том числе - в интересах ускоренного развития отстающих регионов. Государства, образующие Союз, имеют право на свою долю в золотом запасе, алмазном и валютном фондах Союза, имеющихся к моменту заключения настоящего Договора. Их участие в дальнейшем накоплении и использовании сокровищ определяется особыми соглашениями».

Договор предусматривает преемственность высших органов Союза и определяет, что высшие законодательные, исполнительные и судебные органы нынешнего Союза ССР сохраняют свои полномочия впредь до сформирования высших государственных органов нового Союза Советских Суверенных Республик в соответствии с настоящим Договором и новой Конституцией СССР.

Источник: сообщение ИА «Интерфакс» от 19.06.1991: «ПАРЛАМЕНТЫ РЕСПУБЛИК ПОЛУЧИЛИ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА»

Наверх