Хроники Вернуться к раздел »

8 april 1998

Государственная Дума обратилась к Правительству РФ с требованием повысить качество исторического образования в стране

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла обращение «К Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования».

В документе отмечалось, что в силу недостатков образовательного процесса учащихся «в силу возрастных особенностей оказались не в состоянии усвоить многие проблемы исторического развития общества и государства. В концепции исторического образования, утвержденной коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, недостаточно четко определены цели и задачи преподавания истории во втором концентре образования, что на практике часто приводит к простому повторению учебного материала. Это явилось одним из серьезных факторов снижения уровня знаний учащихся по истории.

До настоящего времени отсутствует единая программа по истории для поступающих в высшие учебные заведения. Вступительные экзамены по отечественной истории, которые были обязательными на всех гуманитарных факультетах высших учебных заведений, в настоящее время отменены почти на всех гуманитарных факультетах, за исключением исторических. До сих пор отсутствует преемственность в историческом образовании на всех ступенях системы образования.

Вызывает справедливые упреки то, что в концепции исторического образования недостаточное внимание уделено воспитанию патриотизма, формированию гражданственности.

Наметилась тенденция увеличения учебного времени, отводимого на изучение обществоведческих, порой политизированных и идеологизированных по содержанию, учебных дисциплин. В результате история как учебная дисциплина постепенно вытесняется социологией, культурологией, политологией, антропологией, экономикой, правоведением и другими учебными дисциплинами (…).

В ряде случаев в высших учебных заведениях имеют место попытки "растворить" историю России в учебном курсе "История мировых цивилизаций", в котором история России оказывается на "периферии" мировой истории …».

В связи с вышеизложенным Государственная Дума предложила Правительству Российской Федерации создать комиссию по вопросам исторического образования в России, включив в ее состав по согласованию представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации.

Комиссия должна была решить следующие задачи: изучить эффективность действующей на тот момент системы исторического образования, оценить качество обеспечения учебными пособиями образовательных учреждений, а также проанализировать состояние исторического образования в России на предмет его соответствия государственным интересам страны и научным критериям.

Источник: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 апреля 1998 г. № 2359-II «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “К Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования”» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1814

Наверх