Seen through the media

1990
  • 1985
  • 1986
  • 1987
  • 1988
  • 1989
  • 1990
  • 1991
  • 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1998
  • 1999
  • 2000
  • 2001
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 2007
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
16 february 1990 12:18  новости интерфакса 
КАКИМ БЫТЬ ЗАКОНУ О СОБСТВЕННОСТИ?

Открывшаяся сессия Верховного Совета среди многих других вопросов обсудит и проект закона о собственности. Предлагаем читателям "ИФ" познакомиться с мнением народного депутата СССР Михаила Прусака об этом законе. Он член молодежной группы народных депутатов.

М.ПРУСАК: К сожалению с самого начала работы нашего парламента мы сделали ошибку. Начинать нужно было не со вторичных, производных проблем, а с обсуждения главного - Конституции, новых принципов объединения республик в Союз, закона о собственности и о местном самоуправлении. Нужно было выработать концепцию, определить, с какой целью мы пишем законы. Гарантия их реального исполнения появится только тогда, когда все законы будут бить в одну точку.

Сейчас депутаты обсуждают закон о собственности - как говорится, лучше поздно, чем никогда. К сожалению, мы опять слишком углубляемся в вопросы теории и забываем о практике. Юристы, и вслед за ними многие депутаты, бесконечно спорят о том, какие формы собственности ввести в закон и как их назвать. Разве об этом нужно думать? Нужно дать равные права на существование всем формам собственности - ведь мы не знаем, какие из них окажутся наиболее жизнеспособными, а не рассуждать без конца о том, совместима ли та или иная форма собственности с социализмом - мы пока не очень твердо знаем, что это на самом деле такое - социализм? Самое умное, что в такой ситуации мы можем сделать - это не мешать естественному проявлению объективных законов развития.

Мне кажется, особенно важно "не. навредить", как говорят врачи, в отношении собственности на землю. Многие юристы настаивают на закреплении в законе не права частной или индивидуально-трудовой собственности на землю, а лишь права владения. Я не согласен с такой точкой зрения и вообще против терминологических споров. Нам нужен один термин - право собственности, понятный всем, а главное, крестьянам, которых закон о собственности касается больше всего. Если я только пользователь, государство будет продолжать шантажировать меня фондами и навязывать госзаказ. Если я только пользователь, я выжму из нее все соки, не заботясь о будущем - ведь я временный ее хозяин. И самое главное - многообразие форм собственности, позволяющих продавать и покупать землю, даст возможность создать рынок земельных ресурсов и определить их стоимость. Мы сейчас говорим о переходе на хозрасчет, о введении рыночных отношений. Как же может сельское хозяйство включиться в эту систему, если оно не знает реальной цены своего главного средства производства - земли?

Еще один важный момент - кто будет распоряжаться землей, передавать права собственности на нее? Мое глубокое убеждение - этим должны заниматься местные Советы. Только они должны решать, как будет использоваться земля, и только они должны получать все доходы от ее хозяйственного использования. Местные Советы заинтересованы в обеспечении экологической чистоты размещаемых предприятий и хозяйственных объектов, они обеспечат возмещение ущерба, наносимого функционированием таких объектов окружающей среде и населению данной местности. Именно поэтому не должно быть никакой республиканской или союзной собственности на землю. Только когда все средства будут оставаться на местах и лишь их часть делегироваться в общий бюджет, только тогда каждый действительно будет жить так, как он работает.



23 february 1990 12:18  новости интерфакса 
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ ?

Группа ученых Института экономики АН СССР подготовила доклад о социально-политической ситуации в РСФСР и перспективах ее развития.

Предлагаем читателям "Интерфакса" познакомиться с некоторыми положениями доклада.

События, происходящие в республиках Прибалтики, продемонстрировали коренное изменение политической ситуации в СССР.

Правительство было вынуждено реализовать право этих наций на самоопределение и в политической, и в экономической сферах, а также в той форме, которая была ими предложена. Пример Прибалтики оказался заразительным. Практически во всех республиках происходит возрождение национального самосознания, все большую популярность приобретают идеи национальной самостоятельности. Характерной чертой этого процесса является противопоставление национальных интересов интересам России, культивирование образа "врага" на основе идеи насильственной советизации и трагических событий периода культа личности. Недоверие народов СССР к центральному правительству традиционно переносится на русский народ.

Очевидно, что на старых принципах федерация советских республик существовать больше не может, необходимо вырабатывать новые. Поэтому вопрос о государственном устройстве РСФСР, традиционно определяющей "лицо" федерации, - один из основных в клубке национальных проблем.

Весь предшествующий опыт показывает, что стабильность в стране зависит в первую очередь от стабильности в России, единства населяющих ее народов. Однако снижение жизненного уровня в РСФСР, превращение ее восточных районов в сырьевой придаток Союза и экологический кризис привели к активизации центробежных сил и в этой республике. В ряде автономных республик, краев и областей делаются.попытки решить вопросы самоопределения с националистических позиций, в Сибири и на Дальнем Востоке раздаются голоса, требующие выхода из РСФСР и образования самостоятельных республик. Если до середины 1990 г. правительство РСФСР не подготовит предложения по кардинальной реформе социально-экономических и политических отношений в республике, ситуация может стать неуправляемой и привести в дальнейшем к распаду РСФСР. Это приведет к дальнейшему падению авторитета партии и центрального правительства, страна окажется на грани гражданской войны.

К сожалению, правительство РСФСР пока не осознало всей серьезности положения и не спешит разработать новую концепцию политического устройства Российской Федерации, в то время как общественные организации усиленно занимаются этим вопросом. Предлагается два варианта государственного устройства РСФСР: "федерация в федерации" и "Россия - равноправная республика".

В основе первой модели лежит идея сохранения прежнего принципа формирования РСФСР при определенном расширении самостоятельности автономий, например, предоставлении автономным республикам статуса союзных при их обязательном последующим вхождении в состав РСФСР. Такой вариант не гарантирует долговременной стабильности, так как национальные интересы попрежнему рассматриваются как вторичные по отношению к глобальным экономическим интересам, республиканская обособленность понимается как норма регионального хозрасчета, а система управления автономиями не отличается от управления административно - территориальными единицами. Кроме того, этот вариант противоречив и в той части, где он предусматривает обязательное вхождение в федерацию автономных республик после придания им статуса союзных, то есть суверенных государств. Принятие такого варианта развития РСФСР мало что изменило бы в сложившейся ситуации.

Другая модель предусматривает развитие России в качестве равноправного партнера нового государственного образования. Она прежде всего предусматривает предоставление всем входящим в РСФСР автономным республикам статуса союзных республик, затем ликвидацию национальных краев и областей и сформирование национально-культурных округов.

Предполагается сформировать Российскую Социалистическую Республику и заключить между РСР и новыми союзными республиками договор о создании Российской Социалистической Федерации. Смысл этой модели в том, что союзные республики, как суверенные независимые государства, объединяются в федерацию на взаимовыгодных условиях и передают центральному правительству только те функции, которые необходимы для совместных их действий. Центр тяжести переносится на экономический и политически суверенитет республик. Этот вариант, по всей видимости, мог бы стабилизировать положение в СССР и смягчить национальные конфликты.

Чтобы предотвратить распад Союза, необходимо в ближайшее же время начать подготовку к выработке новых принципов образования федерации республик и к подписанию договора между республиками, который бы стал основой новой Конституции СССР.



7 march 1990 12:18  новости интерфакса 
ЮРИЙ АНДРЕЕВ: ИЗБРАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НЕ ДЕМОКРАТИЧНО

(Член Верховного Совета Юрий Андреев дает интервью корреспонденту "ИФ" Михаилу Бузукашвили)

Ю.АНДРЕЕВ: Я за институт президентской власти в стране. И я понимаю, что такая власть может способствовать и укреплению конституционного строя, и соблюдению прав свобод граждан, и, наконец, обеспечению дальнейшего развития политических и экономических преобразований в нашей стране.

Но здесь надо подходить все-таки с позиций сегодняшнего развития демократии. И если мы считаем, что народ должен участвовать в управлении государством, то тем более народ не может не участвовать в выборах главы государства, то есть, президента.

Поэтому здесь я настроен определенно и однозначно, что выборы президента мы должны проводить прямым, равным и тайным голосованием всего народа. Только так мы сможем и обеспечить ему достаточные полномочия для управления и тогда мы сможем сосредоточить в руках президента и исполнительные функции: то, чего, видимо, сегодня Михаилу Горбачеву не хватает.

Однако сегодня нам предлагается антидемократический путь решения этой серьезной общегосударственной проблемы - избрание президента на съезде народных депутатов. Этот путь абсолютно неприемлем. Неприемлем хотя бы потому, что до настоящего времени конституционная реформа не проведена.

Комиссия по составлению новой конституции, которая избрана первым съездом народных депутатов, практически не поработала достаточно, и во всяком случае результатов этой работы народные депутаты не видят. Так вот без конституционной реформы в целом, без уточнения таких разделов Конституции, как национальное и государственное устройство, четкого юридического определения прав самих республик, в частности, рассматривать законопроект о введении поста президента просто недемократично.

Поэтому, поддерживая идею президентской власти в целом, я выступаю против того, какими способами, какими методами нам предлагают установить эту президентскую власть в нашей стране.



25 august 1990 12:18  новости интерфакса 
ГОТОВИТСЯ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР

В Верховном Совете РСФСР состоялось очередное заседание рабочей группы конституционной комиссии. Обсуждались структура и принципы проекта новой Конституции РСФСР. В интервью корреспонденту "ИФ" секретарь конституционной комиссии Олег Румянцев подчеркнул, что она разрабатывает основы нового - "не социалистического и не капиталистического, а конституционного строя - демократического, правового, суверенного Российского государства". Депутаты определили 12 фундаментальных принципов новой конституции, важнейшими из которых названы государственный суверенитет, народовластие, приоритет свободы личности, уважение к законам республики, политический плюрализм и ответственность государства перед обществом. Впервые структура и принципы будущей Конституции будут вынесены на всероссийский референдум, который состоится в октябре-ноябре нынешнего года.



19 september 1990 12:18  новости интерфакса 
РУСЛАН ХАСБУЛАТОВ: "НУЖНА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ"

Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов заявил в интервью "ИФ", что в связи с объявлением о государственном суверенитете и провозглашением себя союзными рядом бывших автономий России возникают две проблемы. "Первая, - отметил он, - проблема взаимоотношений между Центром и союзными республиками, включая проблему Центр-Россия. Это отношения межгосударственные. Вторая - это проблема взаимоотношений России как государства со своими структурными подразделениями - автономиями, областями, краями. Это внутригосударственные отношения. По второй проблеме -полная путаница.

Например, руководители ряда автономий говорят: "Мы хотим подписать союзный договор". Но ведь для этого сначала нужна новая Конституция России, которая бы обусловила объединение всех народов России и определила бы ее государственные образования", - подчеркнул Руслан Хасбулатов.



23 october 1990 12:18  новости интерфакса 
НЕКОТОРЫЕ ПУНКТЫ ПОВЕСТКИ ДНЯ ПРЕДСТОЯЩЕГО СЪЕЗДА ДЕПУТАТОВ РОССИИ

Президиум Верховного Совета Российской Федерации выносит на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов республики, который созывается в конце ноября, несколько аграрных законов. Об этом сообщил "ИФ" председатель Совета национальностей российского парламента Рамазан Абдулатипов. По его словам, одним из самых острых вопросов, которые будут обсуждаться в связи с принятием этого блока законов, будет вопрос о признании частной собственности на землю в РСФСР. Будет также обсуждаться пакет "рыночных" законов, закрепляющих экономическую реформу в республике. Возможно, сообщил Абдулатипов, в повестку дня съезда будет включено рассмотрение проекта новой конституции РСФСР или изменение некоторых статей ныне действующей. Абдулатипов отметил, что вопрос о приближении сроков избрания президента республики всенародным голосованием, а также вопрос о роспуске съезда народных депутатов РСФСР Президиум Верховного Совета не обсуждал. Но, подчеркнул он, эти вопросы обсуждаются при подготовке проекта новой конституции.



10 november 1990 12:18  новости интерфакса 
ПОСТУПИЛО 36 ПРОЕКТОВ КОНСТИТУЦИИ РСФСР НА ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ОБЪЯВЛЕННЫЙ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ БОРИСА ЕЛЬЦИНА

На открытый конкурс проектов Конституции РСФСР, объявленный по распоряжению Бориса Ельцина, поступило 36 вариантов основного закона республики. Об этом сообщил "ИФ", специалист секретариата Конституционной комиссии РСФСР Андрей Гольцблат. В конкурсе приняли участие 2 организации - кафедра Саратовского юридического института и юридический отдел свердловского производственного объединения "Уралмаш", а также один авторский коллектив из 2 человек и отдельные граждане. В подавляющем большинстве проектов нашли отражение тенденции к радикальным демократическим преобразованиям в России. Жюри конкурса, которое возглавляет первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, подведет итоги не позднее 1 января 1991 года.



30 november 1990 12:18  новости интерфакса 
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В печати опубликован проект Конституции Российской Федерации.

Этот документ комментирует ученый-политолог, ведущий научный сотрудник Института мирового рабочего движения Алексей САЛМИН. Он дал интервью корреспонденту "ИФ" Кире Патаки.

"ИФ": Как в целом вы оцениваете появление такого документапроект Конституции Российской Федерации?

А.САЛМИН: Как явление положительное. Конечно, как у всякого документа такого рода, у него есть свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, главное достоинство этого документа заключается в том, что это КОНСТИТУЦИЯ в прямом смысле этого слова, а не ДЕКЛАРАЦИЯ, как это бывало у нас прежде. Это достаточно интегрированный, хорошо прописанный текст.

Но, к сожалению, после этой положительной констатации, следует сказать, что документ еще во многом несовершенен.

"ИФ": В таком случае, в чём его главное несовершенство, коль вы уже сказали о его главном достоинстве?

А.САЛМИН: В свое время российский историк Василий Ключевский, говоря о французской конституции 1791 года, отметил, что она производит впечатление документа, написанного хорошими специалистами, прекрасно знающими все курсы государственного права, но забывшими еще про один курс - про курс истории.

В некоторой степени, боюсь, эта характеристика Ключевского может быть отнесена и к предложенному проекту Российской конституции, потому что в ней не определена природа той общности, юридические отношения в которой она должна регулировать. Да и за пределами этого документа, впрочем, пока еще не сформировалось определенное и общепринятое представление о том, что же такое Российская Федерация?

И, наконец, главная беда проекта состоит в том, что он по сути не только молчаливо предполагает конституцию независимого государства в границах нынешней РСФСР, но предполагает (может быть и не вполне осознанно), что Российская Федерация в ее нынешних границах всегда как бы и была независимым государством и иным быть не собирается.

На самом деле положение не таково. И в сущности прежде чем писать Конституцию такого государства, его надо еще легитимировать. А это довольно сложно, потому что границы этого государства, его состав достаточно произвольны. Впрочем, как и границы и состав самого Союза ССР. То есть здесь часть ничуть не лучше целого.

И это внутреннее противоречие - а именно попытка создать конституцию нелегитимной, по сути дела общности - к сожалению, подрывает во многом значение самого проекта и сводит на нет многие действительно хорошо сделанные, хорошо прописанные положения.

"ИФ": Уже в первых откликах на публикацию проекта Конституции Российской Федерации, а также на съезде народных депутатов РСФСР прозвучало обвинение в буржуазной направленности этого документа, в отказе от социалистических принципов предыдущих Конституций. Вы согласны с таким утверждением?

А.САЛМИН: Сами по себе эти обвинения идеологичны, сила же предлагаемой конституции как раз в ее неидеологическом принципе. Но тем не менее, как это ни парадоксально, рациональное зерно во всех этих возражениях есть. В ней действительно довольно много разбросано разных положений идеологического характера, но только наоборот.

Складывается впечатление, что авторы все время спорят с предшествующими текстами Конституции и стараются как можно определеннее подчеркнуть, что эта Конституция - не Конституция эголитарного утопического общества, а конституция, которая исходит из каких-то реальных экономических отношений, конституция, которая не обещает ничего сверхвозможного и так далее. Это тоже своего рода идеологизация, ненужная в такого рода документе.

"ИФ": Председатель конституционной комиссии РСФСР, Олег Румянцев, отвечая на нападки, которым подвергся проект Конституции со стороны делегатов чрезвычайного съезда народных депутатов РСФСР, согласился с тем. что многие статьи предложенного проекта требуют доработки. На что.

на ваш взгляд следует обратить внимание в первую очередь?

А.САЛМИН: Я бы обратил внимание на частности. Так, довольно в общих чертах даются сугубо конституционные категории как, скажем, судебная система, структура органов федеративной власти, структура власти на местах, принципы устроения государственной власти, государственной службы и т.д. Более того, состав парламента, или даже хотя бы представительство в федеральном совете, предлагается отдать на усмотрение особого закона, хотя как раз именно все это и должно было бы содержаться в Конституции.

Есть и более существенные вещи. В частности, президентская система. Согласно проекту Конституции президент избирается всеобщим голосованием. Но в таком случае при избрании простым большинством федерации, он будет безусловно представлять интересы только русского народа, как самого многочисленного. И при этом совсем неважно какой национальности будет президент. Он может быть китайцем, тамилом, кем угодно, но он будет избран русскими избирателями.

И может получиться так, что русские избиратели большинством проголосуют за этого президента, а представители всех остальных народов проголосуют против президента. И тогда возникнет довольно неприятное противоречие, которого, кстати, можно было бы избежать, если бы президент избирался на всеобщим голосованием, а парламентом. То есть вотум был бы в данном случае опосредован и его полномочия были бы несколько меньшими. В этом случае все противоречия могли бы быть преодолены.

В предлагаемом проекте Конституции достаточно хорошо прописаны все то, что относится к составу самой федерации. Там выделяются два типа территорий - республики и земли. Это могут быть чисто региональные общности вроде Сибири, Западной или Восточной, или Дальнего Востока, а могут быть и нынешние национальные территории, то есть автономные республики, области, округа. Здесь авторы идут достаточно последовательно по пути федерализации, по образцу традиционных федераций наподобие США, Канады или Австралии, где нет двух типов общности - скажем, национально-территориальных и территориальных, которые обладали бы разными правами. Права территорий и земель одинаковы. И это хорошо.

Неплохо, на мой взгляд, что введена особая возможность: по Конституции предполагается создание так называемых федеральных территорий. Это такие территории, которые сами передают часть своих полномочий федерации, потому что они по экономическим или другим причинам не в силах нести сами бремя полной самостоятельности, полной ответственности.

"ИФ": РСФСР недавно заключила Договора с другими союзными республиками - Украиной и Казахстаном, Можно предполагать, что этот процесс будет продолжен. Как на ваш взгляд, насколько правомочны такие действия на сегодняшний момент, когда новая Российская Конституция и новый Союзный Договор существуют пока лишь в проектах?

А.САЛМИН: Такие Договоры могут иметь место только в рамках существующего Союза.

Только в рамках существующего Союза можно говорить о нерушимости границ между союзными республиками, только в рамках существующего Союза эти Договоры могут действительно служить основой твердого порядка, основой стабилизации политических отношений. К счастью, можно сказать, что в этих договорах практически нет ничего, что бы противоречило такому их пониманию.

И, видимо, надо признать, что будущая Конституция Российской Федерации должна состоять из двух частей. Из части постоянной, которая не может быть отменена в силу естественности тех законов, которые там записаны, и части переменной. Она должна регулировать некие переходные состояния и должна помогать определиться государству в состоянии оформления Союза, более широкого, чем ныне существующая Российская Федерация.



7 december 1990 12:18  новости интерфакса 
ОБРАЩЕНИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТА НОВОЙ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

В поддержку проекта новой конституции России высказались участники встречи членов советов трудовых коллективов более 100 предприятий Москвы и Московской области с экспертами конституционной комиссии РСФСР. В Обращении к съезду народных депутатов РСФСР они заявили: "Все, кому дорога судьба Российской Федерации, обязаны посвятить свои силы и возможности широкому обсуждению и разъяснению народу существа заложенного в проект конституции принципов и положений".

В Обращении содержится призыв "противопоставить безапелляционному и неаргументированному отрицанию простой здравый смысл и пример многих и многих народов, пользующихся правами демократии". Обращение подписало 153 участника встречи. Они выразили убежденность в необходимости "самого доброжелательного прочтения и анализа опубликованного проекта конституции Российской федерации, основанного на достижении демократической российской и мировой мысли".



8 december 1990 12:18  новости интерфакса 
РОССИЙСКИЕ ВЕТЕРАНЫ КРИТИКУЮТ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР

Пленум Всероссийского совета ветеранов войны и труда обращении принял обращение к съезду народных депутатов РСФСР, в котором призвал к объединению всех здоровых сил общества. Ветераны также заявили протест против "оплевывания всего, что было сделано, опорочивания всей советской истории нашего государства". В обращении содержится критика проекта Конституции РСФСР, в которой "нет четкого указания на то, что Российская Федерация является частью великой страны - СССР, суверенным государством в обновленном Союзе". Ветераны выразили свое несогласие с положением о закреплении частной собственности и назвали, что в новом проекте Конституции России нет ни одного случая обращения к терминам "советский", "социалистический".



1990
  • 1985
  • 1986
  • 1987
  • 1988
  • 1989
  • 1990
  • 1991
  • 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1998
  • 1999
  • 2000
  • 2001
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 2007
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
Наверх