Конституция и люди Вернуться к списку »

Ельцин Борис Николаевич

Ельцин Борис Николаевич (1 февраля 1931 – 23 апреля 2007) – выдающийся советский и российский государственный деятель, первый Президент Российской Федерации (1991-1999).

Ельцин Борис Николаевич (01 февраля 1931 – 23 апреля 2007) – выдающийся советский и российский государственный деятель, первый Президент Российской Федерации (1991-1999).

Окончил строительный факультет Уральского политехнического института им. С.М. Кирова (1955). Работал в строительном управлении треста «Уралтяжтрубстрой» (1955-1963). Главный инженер Свердловского домостроительного комбината (1963-1966), директор Свердловского домостроительного комбината (1966-1968). Заведующий отделом строительства Свердловского обкома КПСС (1968-1975), секретарь Свердловского обкома КПСС (1975-1976), первый секретарь Свердловского обкома КПСС (1976-1985). Член Центрального Комитета КПСС (1981-1990). Секретарь ЦК КПСС (1985). Первый секретарь Московского городского комитета КПСС (1985-1987), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1986-1988). Первый заместитель председателя Госстроя СССР – Министр СССР (1988-1989). Народный депутат СССР (1989-1990), председатель комитета Верховного Совета СССР по строительству и архитектуре (1989-1990), сопредседатель Межрегиональной депутатской группы в Верховном Совете СССР (1989-1990), член Конституционной комиссии Съезда народных депутатов СССР (1989).

Народный депутат РСФСР (1990), председатель Верховного Совета РСФСР (1990-1991), председатель Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР (1990-1993). Первый всенародно избранный Президент Российской Федерации (1991-1999). С 6 ноября 1991 года по 15 июня 1992 года одновременно возглавлял Правительство Российской Федерации.

Активный участник политики «перестройки» на начальном этапе деятельности М.С. Горбачева. За попытки демократического разрешения проблем социально-экономического развития города Москвы был изгнан из высшего политического руководства СССР. Выступал против монополии КПСС на власть. В рамках советской конституционной реформы способствовал формированию в РСФСР новых органов государственной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. В период попытки государственного переворота в СССР в августе 1991 года продемонстрировал способность взять на себя ответственность за судьбы страны.

Рассматривал демократические реформы как средство построения в России современного правового государства с многоукладной экономикой. Для проведения радикальных рыночных реформ по решению Съезда народных депутатов РСФСР возглавил «правительство реформ».

В условиях обвального развала союзных структур и эскалации напряженности сумел обеспечить сохранение общей стабильности на постсоветском пространстве путем использования механизмов правового оформления свершившегося факта распада СССР и сохранения условий для возможной последующей реинтеграции. В результате подписания 8 декабря 1991 года Беловежского соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации о принципах функционирования СНГ было сохранено правопреемство России в международных организациях, прежде всего, в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.

Меры Б.Н. Ельцина путем радикальных экономических реформ преодолеть последствия затяжного советского экономического кризиса сопровождались его масштабными усилиями по восстановлению работоспособных институтов государства, что определило уникальную специфику посткоммунистической трансформации в России. Это также наложило свой отпечаток на суть и содержание конституционной реформы в Российской Федерации.

Главными составляющими перемен стали вопросы изменения основ функционирования экономической системы и внедрение в политическую действительность нового механизма государственного управления, основанного на принципе разделения властей. Принцип разделения властей отсутствовал в Конституции СССР и был впервые заявлен 12 июня 1990 года в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В холе реформ стали множатся противоречия между юридической «моделью действительности», закрепленной Конституцией РСФСР 1978 года и новыми реалиями в экономике, политике и общественной жизни. Попытки Съезда и Верховного Совета учесть перемены и одновременно сохранить принцип всевластия советов народных депутатов привели к разрушению концепции и утрате внутренней логики Основного закона. Юридическая конституция перестала соответствовать фактически существующей системе общественных отношений и институтов. Возникла ситуация конституционного кризиса.

Б.Н. Ельцин, исчерпав все возможности компромисса с Верховным Советом Российской Федерации, созвал Конституционное совещание для доработки «президентского» варианта Конституции, подготовленного по его поручению С.С. Алексеевым и С.М. Шахраем. Конституционный кризис власти в Российской Федерации завершился эпизодом гражданской войны в Москве в сентябре-августе 1993 года. Остатки советской системы власти в России были демонтированы. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования принята новая Конституция Российской Федерации, а также избрано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган страны.

В период 1994-1998 годов в Российской Федерации были построены все современные государственные институты и сформирована многоукладная экономическая система. После преодоления последствий мирового финансового кризиса 1998 года в экономике России началась фаза устойчивого роста, которая вернула Российскую Федерацию в число самых развитых стран мира.

31 декабря 1999 года Б.Н.Ельцин в телевизионном обращении к гражданам России объявил о своей добровольной отставке с поста Президента Российской Федерации, создав прецедент добровольной досрочной передачи власти.

Умер 23 апреля 2007 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Выступая на торжествах, посвященных 80-летию со дня рождения Б.Н. Ельцина, В.В.Путин отметил: «Ельцин сердцем верил в идеалы, которые отстаивал…» (01 февраля 2011 г.).

Фото: http://74dom.moy.su/planirovki/elzin.jpeg

Наверх