Так об этом писали СМИ Вернуться к списку »

23 декабря 1993 12:58  новости интерфакса 

ПРЕЗИДЕНТ БАШКОРТОСТАНА: "Я НИКОГДА НЕ СТРЕМИЛСЯ ЗАНЯТЬ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КРЕСЛО"

В Республике Башкортостан (юг Урала) 12 декабря большинство избирателей (53%) высказались против проекта новой российской Конституции, однако выборы республиканского президента прошли с успехом - около 66% процентов голосов получил нынешний спикер парламента республики МУРТАЗА РАХИМОВ (ставший также и депутатом Федерального собрания). Ему 59 лет, окончил Уфимский нефтяной институт. 34 года работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе имени 22 партсъезда, став его генеральным директором. Был также народным депутатом СССР последнего созыва. С ним беседует корреспондент "Интерфакса".

"ИФ": Почему республиканское руководство приняло решение об учреждении в Башкортостане поста президента?

М.РАХИМОВ: Решение о введении в республике института президентства было принято башкирским парламентом еще в 1991 году, однако в течение двух лет эта идея не была реализована в связи с необходимостью решать более насущные экономические проблемы. Верховный Совет даже объявил мораторий на любые выборы до 1995 года. Но политическая ситуация сложилась так, что введение президентского поста в республике стало неизбежным гораздо раньше этого срока. Собственно, я никогда не стремился занять президентское кресло и республика также не очень нуждалась до некоторых пор в этом нововведении. Пойти на это нас заставила известная всем политическая обстановка, сложившаяся в России после октябрьских событий в Москве, ликвидация советов и предпринятая командой российского президента атака на зафиксированные в Федеративном договоре права регионов.

Именно поэтому башкирский парламент на последней своей сессии принял решение, согласно которому, главой государственной власти Башкортостана становится президент, а высшим законодательным органом - двухпалатное Государственное собрание. В районах и городах республики также будут функционировать местные собрания. Со временем эта система власти заменит прежнюю - советскую. Выборы в Госсобрание республики, вероятно, пройдут весной 1994 года. ВС Башкортостана передаст свои полномочия этому новому законодательному органу.

Думается, что мы поступили правильно, не разогнав советы в одну ночь, как это было сделано в Москве. Этим по крайней мере удалось сохранить стабильность политической ситуации в республике. Принятые решения должны стать политическим шагом, укрепляющим позиции Башкортостана на общефедеральной арене, облегчить диалог с российскими властями.

"ИФ": Расхождения между Вами и Вашим оппонентом на выборах Рафисом Кадыровым касались кардинального вопроса: меры самостоятельности Башкортостана...

М.РАХИМОВ: Российские политики никак не могут взять в толк, что понятие "суверенитет" и "федерализм" не исключают, а дополняют друг друга. Это мы начали доказывать с октября 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Этот же вопрос регулярно всплывает каждый раз, когда заходит речь о роли и месте Башкортостана в РФ. Не вижу здесь никакого противоречия. Подписав Федеративный договор с соответствующим приложением к нему от Республики Башкортостан, мы еще раз закрепили то положение, что республика добровольно входит в состав Российской Федерации и не собирается никуда выходить.

Развал России по вине суверенных республик - абсурдная постановка вопроса. Мы стремимся иметь сильную республику, как полноправный субъект РФ - разве это не в интересах России? Нужно понять, что нельзя сохранить в неизменном виде положение, когда безоглядно, бездумно эксплуатировались природные богатства республики, когда центр бесцеремонно вторгался в социально-экономическую жизнь регионов.

Ведомственные магнаты своим неограниченным хозяйничеством буквально изуродовали наш край. В результате их деятельности полностью деформированной оказалась структура народного хозяйства. В Башкортостане на одну единицу предметов потребления производится три единицы средств производства, что абсолютно несвойственно нормальной экономике. Две трети основных производственных фондов сосредоточены в отраслях, производящих сырье или промежуточную продукцию.

На душу населения мы производим национального дохода в 1,5 раза больше, чем в среднем по России. В то же время по обеспеченности в социальной сфере Башкортостан, начиная с 80-х годов, занимал места в шестом и седьмом десятке регионов РФ. Вот почему мы стремимся к экономической самостоятельности и хотим жить так, как работаем. Это не стремление политически и экономически самоизолироваться, либо урвать себе наиболее жирный кусок. Это историческая необходимость народа Башкортостана - определить дальнейший путь развития своей республики, располагающей одним из наиболее крупных экономических потенциалов в России.

Собственно говоря, когда-то натолкнул на идею экономической самостоятельности республику сам Борис Ельцин, предложивший взять столько суверенитета, сколько субъекты Федерации в состоянии. И странно слышать теперь, когда мы уже научились более или менее самостоятельно хозяйствовать в течение этих 3 лет, обвинения в сепаратистских настроениях и прочих грехах.

Предпринятая в новой Конституции РФ грубая попытка существенно урезать права российских республик вызвала наш протест и заставила меня в очередной раз разочароваться в искренности намерений президентской команды сохранить Россию, как истинно федеративное, а не унитарное государство. Считаю, что нужно уважать интересы друг друга и вижу, к сожалению, что отстаивать экономические права Башкортостана перед центром еще придется довольно долго.

Программа, которую я намерен осуществлять в качестве президента не будет представлять по этому чего-то принципиально нового - буду и впредь реализовывать ту последовательную линию на суверенитет республики, которую проводил в течение 3 лет на посту председателя Верховного Совета Республики Башкортостан.

"ИФ": Оппоненты также обвиняют Вас в том, что за 3 года Вы не сумели договориться с Москвой ни по одному серьезному вопросу...

М.РАХИМОВ: Это откровенная ложь - перепевание тех клеветнических публикаций, которые в огромном количестве в последние дни вдруг заполонили центральные газеты, до этого мало интересовавшиеся жизнью Башкортостана. Эти публикации и подобные утверждения считаю инспирированными командой российского президента, пытавшейся любым путем не допустить на пост президента РБ человека, который последовательно отстаивает истинно федеративные принципы построения российского государства и выступает также за ненавистные президентской команде договорные отношения Башкортостана и России.

Эти договорные отношения не являются чем-либо новым, поскольку еще 430 лет назад Башкирия добровольно присоединилась к России именно на основе подобного документа - соглашения. Башкирская республика в марте 1919 года также была образована на основе соглашения с центральной советской властью. К сожалению, как в первом, так и во втором случаях эти договоренности нарушались российским правительством. Сегодня мы сталкиваемся с очередной, третьей попыткой отказа Москвы от признания статуса Башкортостана в составе обновленной Российской Федерации.

Что касается контактов башкирского руководства с российскими властями по рабочим вопросам, то считаю, что у нас прекрасные взаимоотношения с самим президентом России Б.Ельциным, а также с членами правительства РФ. Процесс подписания договора об основах межгосударственных взаимоотношений РФ и РБ, правда, принял затяжной характер, но не по нашей вине, а в силу крайне нестабильной политической ситуации в России.

На сегодня прошли 4 тура переговоров и все основные соглашения, составляющие основу этого документа, на межведомственном уровне уже подписаны и фактически действуют. В ближайшее время они будут подписаны на межгосударственном уровне. Это в первую очередь соглашение о разграничении полномочий в области собственности и внешнеэкономической деятельности, а также ряд других. Исключением пока остается разве что вопрос о принципах формирования бюджета Башкортостана, по которому взаимопонимания пока достигнуть не удалось.

Уфа никогда не стремилась к конфронтации с российскими властями и в будущем, думаю, стороны будут способны решать вопросы государственной важности спокойно и трезво. Надо понять лишь одно: суверенитет не дарится филатовыми или кем-то еще (С.Филатов - руководитель администрации Б.Ельцина - "ИФ"), а является волеизъявлением народа, которое он выразил в апреле нынешнего года на референдуме, когда более 75 процентов населения Башкортостана высказались за экономическую самостоятельность республики в составе Российской Федерации.

"ИФ": Какие первоочередные экономические задачи Вы намерены решать как президент республики?

М.РАХИМОВ: Мы не раз приостанавливали на территории Башкортостана действия ряда решений российского руководства в области приватизации и других экономических процессов, поскольку считаем, что обвальные темпы экономических реформ могут лишь нанести урон экономике страны. Тем не менее, задачей башкирского руководства является продуманный перевод экономики Башкортостана на рыночные рельсы, справедливая приватизация при недопущении бездумного разбазаривания государственного имущества.

Среди приоритетных направлений деятельности - реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих, нефтехимических производств, загрузка заказами конверсионных предприятий, государственная поддержка агропромышленного комплекса, широкий выход РБ на внешний рынок и не только в качестве поставщика сырья, а в роли производителя конкурентоспособной продукции.

Дабавим, что на выборах 12 декабря Муртаза Рахимов голосовал зя Партию российского единства и прогресса Сергея Шахрая. По словам президента РБ, "это новый лидер, политическая линия которого импонирует мне, поскольку соответствует нашей программе укрепления суверенитета республики" -"ИФ".


Наверх