Так об этом писали СМИ Вернуться к списку »

23 апреля 1993 15:00  новости интерфакса 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РФ, ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРЕЗИДЕНТОМ БОРИСОМ ЕЛЬЦИНЫМ.

*** Пресс-служба президента России предоставила "Интерфаксу" основные положения проекта новой Конституции страны. В предисловии к документу президент России характеризует его как результат кропотливой работы по соединению лучшего, что было представлено в проектах конституционной комиссии, президента РФ и многочисленных инициативных и рабочих групп.

Борис Ельцин считает важным обнародовать основные положения документа накануне всероссийского референдума, ибо, по его словам, "голосование за доверие президенту - это голосование не за абстрактное светлое будущее, а за конкретные правовые гарантии".

В статье 21 собственность объявляется неприкосновенной. При этом отмечается, что "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". Право частной собственности считается естественным правом человека, а граждане и их об'единения вправе иметь в частной собственности землю и любое другое имущество, приобретенное в соответствии с законом, продавать, дарить и завещать его.

В статье 26 предусматривается, что никто не может быть "признан совершившим преступление и подвергнут наказанию, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда".

39-я статья предусматривает, что гражданин Российской Федерации "не может быть лишен ни своего гражданства, ни права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы России. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".

В 63-й статье говорится о свободном и беспрепятственном движении на территории республики продукции, товаров, услуг и финансовых средств.

Отдельные временные ограничения могут вводиться законом, "если это требуется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

70-я статья констатирует, что главой государства является президент Российской Федерации. Он также является гарантом Конституции, прав и свобод граждан и принимает меры по охране суверенитета, независимости Федерации и государственной целостности.

Статья 73 закрепляет за президентом право непосредственно назначать или предоставлять Федеральному собранию кандидатуры на высшие государственные должности.

В частности, президент представляет Федеральному собранию кандидатуры на посты главы правительства, председателя Банка, а по представлению главы правительства, после консультации с Советом Федерации, назначает федеральных министров и руководителей ведомств, входящих в состав правительства, освобождает их от должности.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного суда, Верховного и Высшего арбитражного судов, федеральных судей в Высшее судебное присутствие Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, полномочных представителей президента в регионах.

74-я статья дает президенту право назначать выборы Федерального собрания, а после консультаций с председателями Совета Федерации и Государственной думы - досрочно распускать Федеральное собрание в случае, когда оно "не примет решение, необходимое в соответствии с Конституцией, для образования правительства РФ, и в других случаях, когда кризис государственной власти не может быть разрешен на основании процедур, установленных Конституцией". Президент назначает общенародный референдум.

84-я статья предусматривает, что Федеральное собрание является "высшим представительным федеральным органом", принимающим законы и осуществляющим контрольные функции. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Они избираются одновременно сроком на 4 года.

В 105-й статье говорится, что систему исполнительной власти возглавляет правительство. Оно разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает единую финансовую, кредитную и денежную политику на территории РФ.

Споры о компетенции между федеральными государственными органами, а также между федеральными органами и органами субъектов Федерации, согласно 121 статье, разрешает Конституционный суд. Он же рассматривает вопросы о соответствии Конституции законов и постановлений Федерального собрания, указов президента и иных документов федеральных органов и правовых актов субъектов Федерации.

Толкование Конституции Российской Федерации, согласно статье 125, отнесено к компетенции Высшего судебного присутствия, которое образуют председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, их первые заместители, а также трое федеральных судей, назначенных в Присутствие по представлению президента. Высшее судебное присутствие "дает заключение о наличии основания для отрешения президента от должности", отстраняет от должности федеральных судей, назначенных Советом Федерации при наличии предусмотренных законом оснований.

127-я статья говорит о том, что местное самоуправление "отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно".


Наверх