Seen through the media Вернуться к списку »

3 june 1993 12:53  новости интерфакса 

АКАДЕМИК В.ЛИХАЧЕВ: ТАТАРСТАН НЕ ОДИНОК В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ИЗМЕНИТЬ ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЦЕНТРОМ

В текущем году "Интерфакс-Эксклюзив" неоднократно знакомил читателей с позицией Татарстана, претендующего на "особые" отношения с Российской Федерацией, которые, как считают в республике, должны быть закреплены в соответствующей статье Конституции РФ. Трижды в вестнике выступал в качестве автора президент республики Минтимер Шаймиев. Сейчас, когда процесс выработки нового Основного закона России перешел в решающую стадию - работает Конституционное собрание РФ - "Интерфакс" предлагаем вниманию читателей интервью с вице-президентом Татарстана, академиком Василием ЛИХАЧЕВЫМ , главой делегации на переговорах между Москвой и Казанью. С ним беседует корреспондент "ИФ" Гузель Фазуллина.

" ИФ ": Президент М.Шаймиев участвует в работе Конституционного собрания в Москве. Означает ли это, что Татарстан изменил свою позицию в отношениях с Кремлем?

В . ЛИХАЧЕВ : Руководство Татарстана внимательно следит за процессами, происходящими в Москве и решение участвовать в обсуждении российской Конституции было принято с конкретной целью - найти баланс интересов между Татарстаном и РФ. При этом не следует говорить о каком- то изменении позиции Казани.

Хочу отметить, что новая Конституция РФ стала центром политического противостояния различных сил и ветвей власти в России. Казалось бы, Основной закон, как форма общественного договора в переломные моменты истории развития государств должен выступать как фактор объединения и согласия общества. Сегодня же, существующий в России плюрализм мнений, принял формы откровенного противостояния, а предложенные проекты, отличаясь между собой концептуально, весьма затрудняют достижение консенсуса между федеральными ветвями власти и не устраняют противоречий между Центром и регионами.

У Татарстана есть юридически обозначенный интерес ко всем проектам.

Приняв свою Конституцию, парламент республики обратился к высшим органам власти Российской Федерации с законодательной инициативой закрепить в Основном законе России формулу конституционно-договорных отношений и включить в него сам текст договора между РТ и РФ. Поэтому сейчас самоустранение Татарстана от работы над проектом Конституции России неразумно.

" ИФ ": Что Татарстан ждет от новой российской Конституции?

В . ЛИХАЧЕВ : Руководство республики исходит из того, что проблема политического признания суверенитета РТ и ее государственно-правового статуса может наконец найти свое решение, если в новой Конституции Федерации будет легитимирован и новый статус Татарстана. Он, по моему мнению, должен опираться как на итоги референдума Республики Татарстан и статью 61 ее Конституции, так и на положения Декларации "О государственном суверенитете Российской Федерации", предоставляющие народам право на самоопределение. Это является базисом нашей политико- правовой позиции.

" ИФ ": Однако Федеральные органы проигнорировали обращение парламента Республики Татарстан. Ни один из предложенных проектов не содержит статей, касающихся "особых" отношений между Татарстаном и Россией. Есть ли шанс у Казани настоять на своем?

В . ЛИХАЧЕВ : В данной ситуации следует учитывать, что Татарстан не одинок в своем стремлении изменить характер взаимоотношений с Центром, выдвигая в качестве доминанты принцип добровольности и взаимного делегирования полномочий, не посягая при этом на территориальную целостность Федерации.

Тенденции и характер конституционного развития республик показывают, что принцип конституционно-договорной Федерации должен рассматриваться в качестве одного из фундаментальных. Специфика отношений между Россией и Башкортостаном, а также итоги референдума 25 апреля это подтвердили.

Особую позицию занимает и Тува, закрепившая в проекте своей Конституции право выхода из состава России на основе республиканского референдума. Конституция РФ должна закладывать механизм правильной реакции на такого рода действия субъектов Федерации, а на деле этого нет. Практически все проекты нового Основного закона отбрасывают республики на позиции, которые они занимали несколько лет назад, подчеркивая в очередной раз существование некоего суперцентра, претендующего на всю полноту власти на территории автономий, на определение гражданства и т.д. Нормального механизма согласования правовых систем республик Федерации пока не предлагается. Конституция должна опережать процессы реального политического развития, а не отставать от них, иначе она обречена.

" ИФ ": Какие еще недостатки Вы усматриваете в предложенных проектах?

В . ЛИХАЧЕВ : Коснусь лишь президентского варианта. Во-первых, в нем отсутствует принцип добровольности. Во-вторых, нет дефиниции самой Федерации в ее современном демократическом прочтении. В-третьих, нет определения субъектов Федерации. И, наконец, одним из крупнейших недостатков считаю отсутствие закрепления за республиками статуса государств. Это шаг назад по сравнению с действующим Основным законом.

Кроме того, право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения Федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение. Россия, являясь членом ООН и Совета Безопасности ООН, приняв на себя определенные международные обязательства, отказывается от них в своей внутренней жизни.

Можно объяснить, почему это произошло. Республикам и другим субъектам Федерации этот принцип открывает возможность для повышения своего государственно-правового статуса, а также дает право на изменение характера отношений с центральными органами власти. Это сегодня, к сожалению, Москвой не признается. Проект содержит немало противоречий между текстом Федеративного договора и первым разделом. Так, в договоре республики обозначены как субъекты, обладающие всей полнотой власти на своей территории. В тексте же проекта Конституции об этом ничего не сказано.

Особую озабоченность вызывает игнорирование существующих институтов президента в некоторых республиках. Если принимать проект без предложенных поправок, это будет означать, что Татарстан должен отказаться от некоторых положений своей Конституции и упразднить пост президента. Все это в первую очередь следует учесть Конституционному собранию.

" ИФ ": Таким образом в проектах Основного закона как в президентском, так и в предложенном конституционной комиссией, ущемлены интересы субъектов Федерации. Как автономии и регионы могут реально повлиять на выработку согласованного текста на Конституционном собрании?

В . ЛИХАЧЕВ : Считаю, что процесс как выработки Конституции, так и ее принятия нельзя доверять только федеральным органам власти. Ситуация сегодня складывается так, что республики должны осознать свою роль структур, не "пристегнутых" к Центру, а субъектов, формирующих этот Центр. Неслучайно внимание сегодня акцентируется не на обсуждении содержания проектов - доработка, думаю, будет проведена на Конституционном собрании - а на процессе принятия самой Конституции.

Считаю, что сейчас созыв Учредительного собрания весьма проблематичен. Это значит, что объективно существуют лишь два пути - это принятие согласованного текста или съездом, или Верховным Советом РФ. Но с учетом особой позиции президента Б.Ельцина, оба этих пути не представляются реальными. В таком случае перед инициаторами конституционного процесса возникает проблема - необходимо либо приостановить его ход, либо отказаться от статьи Федеративного договора, которая предусматривает принятие Конституции федеральными органами власти.

С другой стороны, вовсе не федеральные органы формируют Федерацию - ее образуют и составляют субъекты. И чтобы не на словах, а на деле вернуться к истинному значению понятия Федерации, как союза государств, необходимо дать возможность этим государствам своим волеизъявлением формировать ее Основной закон.

Здесь также просматриваются два возможных варианта: либо принимать Конституцию Верховными Советами республик, либо субъекты делегируют своих представителей в какую-то общероссийскую структуру.


Наверх