Так об этом писали СМИ Вернуться к списку »

24 июня 1993 13:02  новости интерфакса 

"КОНСТИТУЦИЯ - НЕ ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БЕД, КАК ЭТО ХОТЯТ ПРЕДСТАВИТЬ ЛЮДИ ИЗ ОКРУЖЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА", - ЮРИЙ СКОКОВ

Уход Юрия СКОКОВА в мае этого года с поста секретаря Совета безопасности Российской Федерации стал одной из сенсаций политической жизни России последнего времени. Сейчас он является руководителем недавно созданного Центра по исследованиям межнациональных и межрегиональных экономических проблем. О том, чем занимается эта общественная организация и о причинах, вынудивших его покинуть политический Олимп, Скоков рассказывает в интервью агентству "Интерфакс".

" ИФ ": В чем конкретно видят Центр и его руководитель свою роль в преодолении политического и экономического кризиса РФ на данном этапе?

Каким структурам предназначены его рекомендации?

Ю . СКОКОВ : Основной задачей Центра является выработка согласованных, учитывающих интересы субъектов Федерации концепций и программ практических мер, направленных на решение наиболее острых проблем экономики, национально-государственного и федеративного устройства, сохранение единого экономического пространства. Нельзя ни в коем случае допустить развала России и скатывания страны к гражданской войне.

Центр уже работает над проектом закона "О механизме реализации Федеративного договора". Работа ведется на основе соглашений с Верховным Советом России, руководителями представительной и исполнительной власти ряда субъектов Федерации. Надеемся, что наша деятельность будет полезна и для правительства РФ.

" ИФ ": Хотелось бы получить представление об организационной структуре Центра: из каких отделов он состоит, какими творческими силами располагает, каковы его связи с субъектами Федерации и как финансируется работа?

Ю . СКОКОВ : Центр является независимой, неприбыльной общественной организацией. Среди его учредителей - преставители республик, руководители межрегиональных организаций экономического взаимодействия, других влиятельных общественных структур. Центр только-только начал работать, и говорить о его научном, исследовательском потенциале пока, на мой взгляд, просто неприлично. Нет еще и жесткой структуры, тем более - заданной схемы отделов, кафедр или групп. Есть Правление, оно руководит деятельностью Центра. Функционирует информационно- аналитическая служба, созданы и работают временные исследовательские рабочие группы, которые ведут конкретные разработки.

Основные источники доходов Центра - это выплаты по договорам за проведение разработок и исследований, а также добровольные взносы и пожертвования.

" ИФ ": В какой мере Центр способен в принципе повлиять на выработку новой Конституции?

Ю . СКОКОВ : Мы не ставим себе задачи влиять на что-либо институциональное, скажем, на ход Конституционного совещания. В соответствии с договорами Центр разрабатывает проекты некоторых конституционных законов, другие материалы, а наши заказчики - властные структуры - вправе использовать их по своему усмотрению. Наше дело готовить аналитические материалы и предложения, а что с ними сделают государственные деятели и политики - это уже их вопрос.

В то же время, по моему глубокому убеждению, теперь уже не зависимого от руководства страны человека, поспешность в принятии новой Конституции не только не оправданна, но и вредна. Она ведет к никому ненужной конфронтации и, к несчастью, мы уже наблюдаем эти опасные процессы.

Вспомним, что такое Конституция? Это узаконенные правила жизни и деятельности государства, общества и каждого гражданина. Но такие правила первоначально вырабатывает сама жизнь. Давайте посмотрим, что мы имеем на сегодня в стране. Пока у нас еще не сложилось гражданское общество, лишь начинается становление многопартийной политической системы, только-только складываются действительно цивилизованные федеративно-договорные отношения между центром и республиками. Пока вообще не ясно, что такое "субъект Федерации"; каким статусом должны обладать республики, края и области. Это очень деликатная проблема и быстро ее не решить.

Навязать новые правила жизни сверху, даже если об этом кто-то договорится в Кремле, - дело бесперспективное. Неразумно, как это у нас заведено, вновь ставить телегу впереди лошади, выдумывать жесткие рамки и загонять в них реальность. Эти правила все равно не будут работать, а значит и Основной закон не будет соблюдаться ни в центре, ни в регионах.

Заставить исполнять его силой сегодня уже невозможно, даже если кто-то этого и захочет.

Конституционный процесс - не скачки, спешить не стоит. Конституция - не панацея от всех бед, как это хотят представить люди из окружения президента. На мой взгляд, гораздо важнее, в том числе и для самого президента, постепенно, очень осторожно создавать новое, подлинно федеративное государство на основе консенсуса, консолидации всех субъектов Федерации, различных политических сил страны. Важным этапом в этом процессе должен стать пакет законов о механизме реализации Федеративного договора в экономической, государственно-правовой и других сферах, а также, возможно, закон о федеральных органах государственной власти.

Подчеркиваю, непродуманные силовые, директивные методы в этом деле обречены на провал и могут вызвать лишь резкую поляризацию политических сил и распад России.

" ИФ ": В чем, по-Вашему, состояла суть политических разногласий между Вами и Президентом РФ?

Ю . СКОКОВ : Я говорил Б.Ельцину, что работаю не на него лично, а на Российское государство. Пока политический курс и практические действия президента совпадали с моими представлениями о нуждах и интересах России, я был с ним. Но в марте этого года он отошел от линии на сохранение национального согласия. Вместо того, чтобы являться гарантом стабильности в раздираемой противоречиями стране, быть президентом всего народа, Б.Ельцин полностью солидаризировался с праворадикальными демократами. К сожалению, это привело к опасной конфронтации, которая может стать фактором, способствующим дезинтеграции общества и распаду России как единого государства.

После 20 марта в результате действий, на которые президента толкнуло его радикал-демократическое окружение, Россия фактически была поставлена на грань гражданской войны. Да и сегодня мыслящие хотя бы немного иначе, чем Президент и узкий круг его приближенных, объявляются чуть ли не предателями, врагами, откровенно шельмуются. Разворачивается "охота на ведьм" в президентских и правительственных структурах. Все это напоминает мрачные времена сталинизма. Конечно, такими старыми, явно негодными методами новую демократическую федеративную Россию не построить.

Я уважаю Бориса Николаевича и искренне сожалею, что он пошел по ошибочному пути. Думаю, время покажет, кто прав.

Касаясь деятельности Центра, хочу подчеркнуть, что это - не политическая партия или движение. Его цель - стать генератором идей для решения насущных экономических и национальных проблем. Если наши идеи будут полезны обществу и помогут преодолеть нынешний кризис, я буду считать, что не напрасно работал.


Наверх