Так об этом писали СМИ Вернуться к списку »

19 февраля 1993 17:17  интерфакс. президентский вестник 

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ СНИМАЕТ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ - В.ШУМЕЙКО

*** На субботу, 20 февраля, намечено первое заседание созданной решением Бориса Ельцина и Руслана Хасбулатова рабочей группы президента и Верховного Совета по подготовке Конституционного соглашения между законодательной и исполнительной властями. Параллельно правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Владимиром Шумейко продолжает подготовку к проведению плебисцита. В.Шумейко, возглавляющий также президентскую часть рабочей группы по созданию совместного проекта Конституционного соглашения, дал эксклюзивное интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Виталию Джибути.

"ИФ": Способен ли, на Ваш взгляд, президентский проект конституционного соглашения ("ПВ" N 270) снять противоречия между исполнительной и законодательной властью?

ШУМЕЙКО : Наш текст позволяет снять эти противоречия по крайней мере на период проведения реформы. Особенно важным пунктом в этой связи является запись о том, что на период действия Соглашения управление федеральным имуществом переходит в ведение правительства. Упраздняются или переходят во временное подчинение федеральному кабинету все имеющие распорядительные и исполнительные функции структуры. Чрезвычайно серьезный момент - упразднение российского фонда федерального имущества, который по единодушному мнению глав администраций на местах, мешает эффективно проводить приватизацию. Если Верховный Совет соглашается с этой записью, то он естественно обязуется внести соответствующее изменение в закон о приватизации. Не меньшую важность будет иметь предусмотренный нашим вариантом Соглашения переход в подчинение правительства федеральных внебюджетных фондов - дорожного, энергетического, а также пенсионного. В переходный период логично сконцентрировать эти структуры под единым контролем.

При этом упомянутые фонды остаются подотчетными Верховному Совету, равно как и Центральный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Госкомстат.

И тем не менее у правительства в этом случае развязаны руки для осуществления реформ. Для большей оперативности решений целесообразно, чтобы руководители указанных ведомств были введены в состав правительства РФ. Такой шаг потребует отмены принятой Съездом поправки к Конституции, запретившей президенту вводить в правительство руководителей органов, не подотчетных кабинету.

Весьма существенен четвертый раздел документа, согласно которому президент и парламент соглашаются на своего рода мораторий на инициативы по изменению Конституции. Они также констатируют невозможность принятия нового основного закона нынешним депутатским корпусом.

"ИФ": Предположим, что рабочей группе удастся согласовать проект на базе перечисленных президентских предложений. Вы думаете, предлагаемый Борисом Ельциным мартовский Съезд утвердит такое Соглашение?

ШУМЕЙКО : Вопрос очень трудный. Думаю, что Съезд должен пойти навстречу. Из декабрьского кризиса отношений между президентом и Съездом нашли выход, приняв известное постановление о стабилизации конституционного строя и утвердив на посту премьера Виктора Черномырдина. Съезд, я считаю, должен учесть, что новое правительство работает недолго и тем не менее оно успело продемонстрировать свою нацеленность на реформы. Не принять ту часть Соглашения, которая развязывает правительству руки, значит попросту свернуть реформы. Но ведь ни один из российских депутатов никогда не высказывался против реформ как таковых. Осуждались их формы, а также методы проведения реформ правительством Егора Гайдара. Депутаты должны, по-моему, оценить смысл внесенных нами в реформу корректив и принять основную суть Соглашения. Если же нет - то со Съездом все станет ясно окончательно и бесповоротно, в этом случае депутаты лишатся морального права представлять интересы народа.

"ИФ": Допустим, Съезд ратифицирует Соглашение. Остается проблема гарантий его выполнения...

ШУМЕЙКО : В нашем проекте предусмотрены достаточно четкие гарантии.

В случае констатируемого конституционным судом Российской Федерации неисполнения настоящего соглашения президентом РФ следует его отставка, принимаемая съездом народных депутатов. А если Соглашение нарушено Верховным Советом, президент распускает парламент и прекращаются полномочия должностных лиц Верховного Совета. И в этом случае окончательное решение за КС.

"ИФ": А что если Верховный Совет не признает себя виновным в нарушении Соглашения?

ШУМЕЙКО : Тогда Верховный Совет не признает Конституционный суд, а общество не может этого допустить. Впрочем, обилие всяких "если" лишь доказывает, насколько трудно будет достичь Соглашения. Все это говорит о том, что чем быстрее состоится референдум об основных положениях Конституции, тем лучше...

"ИФ": Вы известны не только как сторонник проведения референдума, но и максимального упрощения формулы плебисцита...

ШУМЕЙКО : Понятие "основные положения новой Конституции" вовсе не обязательно подразумевает длинный, скучный и трудный для восприятия текст. Законодательство веселым не бывает, но упростить вопросник можно.

Допустим, предложить такие вопросы: согласны ли Вы, что президент является главой государства; что Конституцию нужно принимать специально созываемым конституционным собранием; что такое собрание избирается всенародно или что оно формируется президентом, Съездом и Конституционным судом. Здесь все понятно, каждый сможет ответить односложно: "да" или "нет". Уже один только четкий и лаконичный пункт о президенте как главе государства (а не как о высшем должностном лице) дает ответ на массу базовых конституционных вопросов. Сразу становится ясно, что речь идет о президентской республике. Так что разговоры о том, что нельзя сформулировать понятные каждому избирателю вопросы попросту несерьезны.

"ИФ": Судя по всему, Ваши предложения, часто встречают поддержку президента. Видимо, и на этот раз они могут совпасть с теми, которые Б.Ельцин собирался вскоре обнародовать в качестве альтернативы парламентским вопросам к референдуму?

ШУМЕЙКО : Меня, как председателя комиссии правительства по референдуму, прежде всего волнует суть дела. Я не гонюсь за каким-то особым политическим имиджем...

"ИФ": Проведение референдума 11 апреля, вероятно, будет трудно осуществить, учитывая негативное отношение к нему представителей власти на местах, политических партий?

ШУМЕЙКО : Да, проведение референдума в намеченный 7 Съездом народных депутатов срок, вероятно, столкнется с определенным противодействием. Многое опять-таки зависит от того, как будут в конечном итоге сформулированы вопросы плебисцита, затронут ли они избирателей. Кроме упомянутых мной вопросов, некоторые сейчас предлагают добавить вопрос о частной собственности на землю. Это, наверное, справедливо. До 11 апреля времени мало, но референдум проводить надо. В мае ли, в июне, но никуда от него не уйти.

Справка " Интерфакса ": Находящийся в Новосибирске спикер Руслан Хасбулатов заявил в пятницу, что "довольно прохладно" относится к идее Конституционного соглашения. Он назвал идею соглашения "заурядной" и не ждет от нее "какой-то спасительной мессианской роли". Хасбулатов считает, что очередной Съезд народных депутатов должен принять решение о проведении весной 1994 года одновременных досрочных выборов президента и парламента. Спикер предлагает внести на этом Съезде поправки в Конституцию, согласно которым президент - глава государства - вносит на рассмотрение парламента кандидатуру премьера, самостоятельно формирующего кабинет. Состав правительства утверждает парламент.

Хасбулатов хочет закрепить также правовую норму об исключительной подотчетности правительства Верховному Совету.


Наверх