Так об этом писали СМИ Вернуться к списку »

25 августа 1993 13:04  новости интерфакса 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВЛАСТЬ - М.НИКОЛАЕВ

*** Недавно в столице Карелии - Петрозаводске - состоялось заседание Совета глав республик в составе РФ с участием руководителей крупных региональных ассоциаций России. На этом форуме принят документ, в соответствии с которым решено в целом одобрить проект основ законодательства Российской Федерации о реализации Федеративного договора. Президенту России рекомендовано организовать работу Совета Федерации как консультативного органа для рассмотрения вопросов экономической политики, государственного и федеративного строительства.

О перспективах реализации решений совещания и других проблемах, связанных с формированием новой российской государственности, ее укреплением рассказывает в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ренату Абдуллину один из активных участников Петрозаводского совещания, президент Республики Саха (Якутия) в составе РФ Михаил Николаев .

" ИФ ": Как Вы оцениваете петрозаводские решения? Насколько легитимен, на Ваш взгляд, процесс, наметившийся после этого совещания?

М . НИКОЛАЕВ : Я считаю договоренности, достигнутые в Петрозаводске единственным шансом на консолидацию в условиях, когда налицо не только экономический, но главное - политический кризис в Российской Федерации, когда высшие должностные лица практически не знают как выйти из этого тупика. Выделю прежде всего такой момент, как создание Совета Федерации, который бы состоял не из каких-то выборщиков, а именно из руководителей всех субъектов Российской Федерации, будь то исполнительные или законодательные органы. Именно такое представительство позволяет сегодня в рамках работы Совета Федерации с полным правом, от имени своих народов решать те или иные вопросы, касающиеся государственного устройства России. Нельзя упускать этот исторический шанс. Необходимо уже сейчас начинать деятельность Совета Федерации с последующим его переформированием в одну из палат будущего парламента Российской Федерации. На мой взгляд, так и надо назвать эту палату - Советом Федерации.

" ИФ ": Михаил Ефимович, в свое время, если Вы помните, на съезде народных депутатов СССР ряд глав республик приняли на себя обязанность управления огромной страной и съезд был распущен. На Ваш взгляд, Совет Федерации может ли принять такое решение и если может, то в чем политическая логика этого шага?

М . НИКОЛАЕВ : Нельзя сравнивать тот период с сегодняшним состоянием Российской Федерации. Тогдашний Совет Федерации Союза был, по сути дела, чисто номинальной структурой. Там даже трудно было сказать, кого представляли члены Совета -исполнительную или законодательную власть. Там заседали в основном первые секретари ЦК Компартий союзных республик. Другое дело - нынешний российский Совет Федерации, на котором могут согласоваться интересы обеих ветвей власти. Вообще, аналогов, в том числе мировых этому органу не было и нет.

" ИФ ": На Ваш взгляд, имеет ли право Совет Федерации принять решение о досрочных выборах в парламент?

М . НИКОЛАЕВ : Да. Имеет. Во-первых, президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, это всенародно избранные лидеры и они конституционно имеют право представлять те или иные субъекты Федерации в высшем законодательном органе РФ. С другой стороны председатели верховных советов, председатели облисполкомов тоже выборные, а не назначаемые должности, и по конституции они также имеют право от имени своих народов, своих территорий принимать решения.

" ИФ ": На ваш взгляд, когда могли бы состояться парламентские выборы?

М . НИКОЛАЕВ : На этот вопрос мне приходится довольно часто отвечать. Мы должны идти конституционным путем. Чтобы ни россияне, ни мировое сообщество никаких претензий на этот счет не предъявляли. Прежде всего надо принять закон о системе федеральной власти. Мы еще не знаем какая у нас федеральная законодательная власть будет, каков будет новый парламент. И кроме того необходим закон о выборах. Без этих двух актов нереально сегодня пытаться кого-то распускать и проводить досрочные выборы.

" ИФ ": Вы упомянули о возможности приходить к компромиссам, пользуясь присутствием в Совете Федерации руководителей обеих ветвей власти всех субъектов РФ. Однако, существуют еще и разногласия между представителями республик и регионов. Преодолимы ли они, на Ваш взгляд?

М . НИКОЛАЕВ : После Петрозаводска все вместе субъекты Федерации, насколько мне известно, еще не встречались. Поэтому, на мой взгляд, следовало бы в эти дни провести первое организационное собрание руководителей всех субъектов Российской Федерации. Второе. Да, вы затронули деликатный вопрос. Субъекты Федерации у нас двух уровней.

Первый - республики, второй - территории. Напомню, что статус республики имеют лишь 20 из 88 субъектов Федерации. Таким образом, если механически посмотреть на эту проблему, при голосовании по важнейшим вопросам республики - государства, входящие в состав Российской Федерации, могут оказаться в меньшинстве. Здесь, на мой взгляд.

Необходим механизм, обеспечивающий паритетность волеизъявления. Мы уже начали отрабатывать этот механизм и, на мой взгляд, мы уже подходим к такой формуле, при которой простое большинство не будет играть решающую роль.

" ИФ ": Да, но в этом случае Вам может помочь только новая Конституция, которая и снимет напряженность во взаимоотношениях между субъектами Федерации...

М . НИКОЛАЕВ : Давайте будем реалистами. Сегодня общество не готово принять новую Конституцию. Такую, которая стала бы Основным законом действительно на долгие годы. Само общество еще не устоялось. Можно конституционными законами жить. Для этого именно власть должна определяться - высшая законодательная власть. Я согласен с теми выводами, когда мы говорим, что вот в Российской Федерации должность президента, хотя она была введена всенародным референдумом, но четко не определена. По многим функциям она совпадает с атрибутами должности председателя Верховного Совета. В такой ситуации они запрограммированы на то, чтобы оспаривать полномочия друг друга: ведь и президент, и спикер являются по сути дела высшими должностными лицами.

" ИФ ": Некоторые наблюдатели восприняли Вашу недавнюю речь по экономическим проблемам как "хозяйственный отчет". В связи с этим хотелось бы узнать о Вашем видении экономических реформ вообще в России и в Якутии, в частности.

М . НИКОЛАЕВ : В глобальном масштабе я ставлю перед собой такие задачи, чтобы именно реформа вывела нашу республику на такую ступень, когда трудящиеся-якутяне, жители республики стали бы собственниками и принимали непосредственное участие в управлении производством. Что мы и делаем. На мой взгляд, в некоторых аспектах довольно широко эта реформа идет в республике. Если взять сельское хозяйство, то трудно найти другой регион России, где наблюдался бы такой прирост поголовья скота. С чем это связано? С тем, что мы дали возможность людям не ограничиваться теми нормативами, которые существовали в недалеком прошлом в содержании скота, обладании сенокосными угодий, посевных площадей. И мы постепенно меняем уклад жизни, образ жизни народа. Мы рассчитываем, что в недалеком будущем порядка 80 процентов скота окажется в частном владении. В коллективной собственности останется только племенной скот. Мы реформировали всю алмазную промышленность. Два года тому назад, по всей видимости, никому, даже Москве не снилось, что пойдет такое акционирование, реформирование этой крупнейшей, очень серьезной, деликатной промышленности Российской Федерации. С созданием компании "Алмазы Россия-Саха" практически в одни руки передана добыча, сортировка, хранение, гранение и продажа на внутреннем и внешнем рынке.

В этом случае непосредственно (чего тоже никогда не было) принимают участие трудовые коллективы, которые имеют 23 процента пакета акций.

Вырабатываются новые подходы, так называемые экспедиционные, участия местного населения в освоении этих богатейших территорий нашей республики. Все это, на мой взгляд, показывает, что реформа у нас идет довольно-таки широко, глубоко и я думаю она выведет наши народы, трудящихся республики на совершенно новую ступень своего развития.

" ИФ ": Насколько мне известно, Вами задумано несколько крупных проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций. О чем речь?

М . НИКОЛАЕВ : Прежде всего мы и дальше будем ставить все отрасли промышленности в так называемые целевые программы приоритетных направлений развития. Они будут объединены под единый фонд, который будет иметь банк, непосредственно и занимающийся привлечением иностранных и внутренних инвестиций. В связи с этим мы сейчас готовим закон о Совете министров нашей республики, предусматривающий ослабление влияния министерств, ведомств, которые структурно сегодня находятся в составе правительства. Ведь министерство, как сама структура - это фактор консервативного сдерживания любых реформ. Вспомните опыт реформ Хрущева, а затем Косыгина. Их идеи были притягательны, однако они не внедрялись из-за сопротивления косных структур. Я считаю, что сегодня отраслевые министерства практически несовместимы с рынком. Поэтому мы и хотим структурно их менять, превратить их в отрасли, в так называемые приоритетные программы развития (именно программы) во главе с фондом, во главе с банком. Ведь если мы бросим на произвол судьбы без банков любую отрасль и любой фонд создадим без банка, это будет половинчатым решением, целостного финансового механизма не получится. Поэтому серьезнейшим образом ведем реформу банковской системы, входящей в состав фонда - кредитную систему. Именно фонд, сконцентрировав громадные финансовые ресурсы, может создать финансовый фонд. Мы такую работу провели и сегодня она сконцентрирована в виде указа президента Российской Федерации от 18 августа.


Наверх