Методология

ИСТОРИЯ И КОМПЬЮТЕР

Принято считать, что первой попыткой проведения междисциплинарных исследований на стыке между гуманитарными науками и информатикой (computer science) стало решение о применении электронных вычислительных машин (ЭВМ) в антропологии, выработанное на встрече ученых в австрийском замке Вартенштайн в 1962 году [1].

За прошедшие пятьдесят лет методы компьютерной поддержки гуманитарных исследований прошли через несколько этапов своего развития, связанных, в частности, с внедрением специализированных прикладных программ (например, пакетов статистического анализа) и баз данных, появлением персональных компьютеров и Интернет-революцией. Последний период продолжается и в наши дни [2]. В итоге возникло и оформилось новое мультидисциплинарное научное направление «Computing in the Humanities» (компьютерные методы в гуманитарных науках), или Digital Humanities / eHumanities.

Сложившийся на сегодняшний день своего рода стандарт деятельности в этой области, как с точки зрения уровня исследовательского потенциала, так и организации образовательного процесса задает факультет Digital Humanities Школы искусств и гуманитарных наук Королевского колледжа в Лондоне. Исследовательская программа факультета включает более 30 международных проектов, которые финансируются государственным научным фондом «Научный совет по искусству и гуманитарным наукам» (Arts and Humanities Research Council – AHRC) Соединенного Королевства и рядом частных фондов. Образовательная программа факультета предполагает подготовку в области Digital Humanities на всех уровнях образовательного процесса, включая вузовское и послевузовское образование [3].

Развитие Digital Humanities привело к возникновению нескольких международных организаций в этой области, которые в 2012 году объединились в международную научную сеть. В эту сеть на сегодняшний день входят более 100 научно-образовательных центров из 20 стран мира. В Российской Федерации действует Ассоциация «История и компьютер», которую возглавляет заведующей кафедрой исторической информатики Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Леонид Иосифович Бородкин [4].

Все более широкое применение информационных технологий в науках исторического кластера постепенно привело к оформлению двух «полюсов роста», задающих современную динамику научного развития в этой области.

На одном полюсе – работа по совершенствованию компьютерных методов хранения, обработки и представления самых разнообразных исторических данных. Помимо ставшей давно привычной «цифровизации» больших массивов однородных фактов (административных документов, переписей населения, различной исторической статистики и пр.), аудио-, видео-, фотоматериалов, речь может идти о создании 3D-реконструкций исторических объектов (в т.ч. с использованием реальной географической основы) и даже о сложном математическом моделировании тех или иных исторических событий и процессов, например, в области демографической истории.

Фактически речь идет о развитии технологий «умного хранения» исторических данных и объектов историко-культурного наследия. При этом значительная часть усилий направлена на расширение возможностей доступа специалистов и общественности к этой информации. К этому же полюсу тяготеет и деятельность по популяризации оцифрованных массивов данных, что ведет к созданию многочисленных тематических интернет-ресурсов научно-популярного, образовательного или информационно-развлекательного характера.

На другом полюсе – использование возможностей IT- технологий для стимулирования научного поиска (в том числе междисциплинарного характера); повышения качества гуманитарных исследований и эффективности работы ученых. Как отметил один из основоположников исторической информатики, профессор Кельнского университета Манфред Таллер (Thaller, Manfred), это направление eHumanities родилось из идеи возможности проведения гуманитарных исследований в распределенной цифровой среде, которая одинаково хорошо обеспечивает 1) доступ к информации, необходимой для решения задачи исследования; 2) анализ информации средствами, отвечающими методологическим требованиям конкретной дисциплины и задаче исследования и 3) публикацию новой информации, полученной в результате анализа» [5].

Таким образом, в данном случае результатом сотрудничества IT-специалистов и гуманитариев является создание своего рода виртуальных научных центров и лабораторий, оборудованных «по последнему слову техники» как с точки зрения собственно компьютерных технологий, так и в части концептуального багажа и методологии гуманитарных наук. В идеальном случае такого рода «рабочие места» должны предоставлять исследователям не только доступ из одного окна к необходимым источникам информации (от архивных фондов и статистики до новейших научных публикаций), но также обеспечивать пользователей интуитивно понятными средствами аналитической обработки данных, поиска скрытых закономерностей, визуализации и распространения результатов. При этом в эпоху «социальных сетей» важным элементом такого рода аналитических платформ является наличие технологических возможностей для совместной работы «распределенных» творческих коллективов, управления исследовательскими проектами, постоянного обмена мнениями и научными результатами.

Создание междисциплинарных исследовательских платформ позволит соединить на современной технологической базе лавинообразно растущий объем разнообразных эмпирических данных с методологическим инструментарием различных гуманитарных наук, что позволит стимулировать появление новых объясняющих исторических теорий мирового класса.

 

[1] The Use of Computers in Anthropology / Ed. D. Hymes. Studies in General Anthropology II. The Hague: Mouton & Co., 1965.

[2] См., например: History in the Digital Age / Ed. T. Weller. - London; New York: Routledge, 2013.

[3] Пдробности см.: http://www.kcl.ac.uk/artshums/depts/ddh/index.aspx

[4] Подробности см.: http://aik-sng.ru

[5] Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities (пер. с англ. - Е.А.Лубанец, ред. перевода - И.М. Гарскова) // Историческая информатика. 2012. № 1. С. 7.

Наверх